АЗБУКА ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ
На эти и многие другие вопросы вам без труда смогут ответить воспитанники детского сада №185 «Машенька». Уже много лет там работает объединение «Азбука туризма и краеведения» под руководством Смирновой Ларисы Валерьевны. Программа рассчитана на два года обучения, занимаются по ней дети 5-7 лет старшей и подготовительной группы. |
После первого года обучения маленькие воспитанники без труда смогут поставить палатку, правильно одеться в поход и собрать рюкзачок. Определив с помощью компаса стороны горизонта, найдут сладкий клад. А оказавшись в лесу, не спутают полезное растение с ядовитым, не обидят лесных обитателей и не нанесут вреда природе. |
А уже в подготовительной группе ребят ждёт множество настоящих путешествий – поход к ближайшей речке Люльченке, поездка в осенний Дендропарк, экскурсии по городу и в различные музеи. Кроме того, они узнают, где и как появился наш город, кто были первые его жители и чем они занимались. |
Несомненно, те знания, которые они получат на занятиях в туристско-краеведческом объединении, помогут им лучше освоить школьную программу по географии, истории, ОБЖ. А интерес к изучению родного края и ведению здорового образа жизни останется с ними на долгие годы.
Ежегодно воспитанники объединения участвуют в городском турслёте «Знатоки природы». В 2012 году наша команда заняла 1 место.
Читать далее
АЗБУКА ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ
ЮНЫЕ ЭКСКУРСОВОДЫ (Музей - место открытий)
ПЕРВЫЕ ШАГИ В НАУКУ
Педагог Фокин Олег Валерьевич, высшее образование, педагогический стаж 25 лет.
Педагог Мышкина Марина Николаевна
ЮНЫЕ ТУРИСТЫ
Программа дополнительного образования «Юные туристы» рассчитана на учащихся 5-7-х классов, срок реализации 2-3 года.
Туризм — дисциплина комплексная, включающая в себя ряд разделов. Говоря об активном туризме в природной среде, часто подразумевают не просто туризм, а его отдельные виды: туризм пешеходный, водный, лыжный, спелео, вело и т.д. Кроме того, путешествия в природе нередко способствуют, а иногда и определяют развитие различных спортивных, творческих, научных, организаторских склонностей ребёнка. Но во всех видах и направлениях туризма обучение новичка идет по одному и тому же пути: сначала даются определенные базовые знания, общие для всех видов туризма и лишь потом начинается специализация.
Данная программа является начальной и базовой, направленной на первичное ознакомление обучающихся с различными формами туристско-краеведческой деятельности, приобщение к активным путешествиям по родному краю и практическое знакомство с его природой, экологией, историей и культурой. Освоение программы позволяет получить школьникам багаж знаний и умений, необходимый юным путешественникам.
В процессе реализации программы решаются следующие основные задачи:
- обучение основам туризма и ориентирования, приёмам техники безопасности, организации передвижения и быта в полевых условиях в походах и на экскурсиях;
- получение и расширение начальных знаний по географии, биологии, истории и культуре родного края;
- выявление и развитие творческой, познавательной и созидательной активности;
- укрепление здоровья, воспитание физической культуры.
- воспитание патриотизма, любви и ответственного отношения к природе, истории и культуре малой родины;
- воспитание коллективизма, ответственного отношения к порученному делу, привитие навыков трудолюбия;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Огромную роль в процессе освоения программы играют практические занятия, которые проводятся в форме учебных и тренировочных походов, походов-экскурсий, тематических ролевых игр, в том числе и на природе, тренировок, соревнований.
За время обучения ребята принимают участие в массовых мероприятиях Центра, совершают более десяти однодневных походов, участвуют в 5-6 экскурсиях по окрестностям г. Кирова и Кировской области, а итоговым проверочным мероприятием является 2-4 дневное пешеходное или водное туристское путешествие.
Читать далееПедагог Фокин Олег Валерьевич, высшее образование, педагогический стаж 25 лет.
ИНСТРУКТОР ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА
Программа дополнительного образования «Инструктор детско-юношеского туризма» реализуется в рамках выполнения приказа МО РФ №769 от 23.03.98 г. «О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА» и была разработана на основе «Примерного учебного плана по подготовке инструкторов детско-юношеского туризма» и программы Маслова А.Г. «Юные инструкторы туризма» (Москва, ЦДЮТ МО РФ, 1999).
Программа рассчитана на учащихся старших классов общеобразовательных школ, студентов средних и высших учебных заведений, как правило, прошедших начальную туристскую подготовку в туристско-краеведческих объединениях и проявивших организаторские способности. Срок реализации программы – 1 год.
Основной целью программы является создание условий для свободного поиска личностью способов и направлений самореализации и профессионального самоопределения.
В ходе обучения решаются следующие задачи:
- овладение знаниями, умениями и навыками по технике и тактике туризма и основами обеспечения безопасности туристских путешествий на уровне туристских организаторов общеобразовательных учреждений;
- освоение технологий организации, подготовки и проведения различных форм туристско-краеведческих мероприятий;
- углубление и расширение первичных знаний по природе родного края;
- развитие инициативы, самостоятельности, воспитание чувства ответственности за коллектив;
- формирование умения брать на себя ответственность за принятие решений в нештатных ситуациях.
Содержательную часть программы составляют вопросы организации, подготовки и проведения туристских путешествий, экскурсий, соревнований, основы топографической, тактико-технической подготовки, материально-технического обеспечения походов, обеспечения их безопасности. Большое внимание уделено нормативно-документальной базе спортивного и детско-юношеского туризма, методам организации, содержанию и формам туристской и краеведческой работы с учащимися, планированию туристско-краеведческой работы в образовательных учреждениях. Немаловажное значение отводится вопросам обеспечения безопасного и комфортного пребывания и деятельности в условиях природной среды, в том числе при неблагоприятных и экстремальных условиях.
Неотъемлемой и очень важной частью программы являются практические занятия. Проводятся они в форме тренировок, экскурсий, тематических ролевых игр, участия в соревнованиях и, конечно же, туристских путешествий – от простых однодневных до спортивных походов I-III категорий сложности.
Инструкторская практика в качестве помощников руководителей походов, организаторов и судей туристских соревнований и других массовых мероприятий позволяет закрепить полученные знания и получить необходимые для педагога-инструктора умения и навыки работы с детьми.
Обучающимся, успешно освоившим программу, сдавшим зачёт и получившим положительную характеристику по итогам совершённых путешествий, присваивается звание «Инструктор детско-юношеского туризма» и выдаётся удостоверение.
Читать далее
Традиционные новогодние и рождественские музейные праздники для школьников «Игрушек новогоднее мерцанье» прошли в нашем музее. В них приняли участие учащиеся школ №№ 14, 52, Лицея естественных наук, Вятской гуманитарной гимназии, Православной гимназии и т. д.
Нынче это были утренники-маскарады с представлением-импровизацией о рождественской ёлке, в котором участвовали наши гости, показом фрагментов из доброго старого советского художественного фильма «Чук и Гек».
С большим интересом ребята знакомились с экспозицией игрушек разных времен, размещенных на нашей замечательной ёлке. Здесь они увидели игрушки столетней давности: вифлеемские звезды и рождественских ангелов, ватные и картонные игрушки начала ХХ века, украшения из фольги и бумаги 20-30х годов, стеклянных сказочных персонажей, космонавтов и другие изделия 50-70х годов, современные игрушки и поделки, подаренные гостями.
В конце праздника все с удовольствием разгадывали зимние загадки и водили хороводы вокруг ёлки.
Педагог - Шишкина Валерия Александровна, высшее образование, педагогический стаж 4 года.
Туристы-ориентировщики
Туристско-краеведческое объединение «Туристы-ориентировщики» работает на базе МБОУ СОШ №57 г. Кирова.
За 3-4 года обучения по данной программе дети получают навыки работы с картой и компасом, умения по преодолению естественных препятствий в туристском походе, знания по жизнеобеспечению в естественных условиях природы. За большой период работы сложились хорошие традиции по участию обучающихся объединения в городских и областных туристских слетах, а навыки спортивного ориентирования ребята с успехом демонстрируют на всероссийских и международных соревнованиях. Многие педагоги школы с удовольствием приводят своих учеников в объединение, так как знают, что занятия туризмом и ориентированием положительно повлияют на воспитание и развитие детей.
Юные туристы–ориентировщики школы показывают очень высокие результаты не только спортивного плана (согласно обучающему блоку программы), но и являются отличными товарищами, демонстрируя в различных жизненных ситуациях положительные человеческие качества, высокие духовные ценности.